Дикие звери терроризируют жителей Приангарья
В Прибайкалье дикие звери стали все чаще выходить из тайги и нападать на людей и домашних животных. Уже имеют место случаи гибели жителей окрестных с тайгой населенных пунктов. Власти и Росохотнадзор
В Прибайкалье дикие звери стали все чаще выходить из тайги и нападать на людей и домашних животных. Уже имеют место случаи гибели жителей окрестных с тайгой населенных пунктов. Власти и Росохотнадзор Приангарья говорят, что это связано с неурожайным и засушливым летом. А местные жители отмечают, что с каждым годом в тайге становится все больше хищников, поскольку охотиться на них просто некому.
Росохотнадзор и Минприроды во всех 3-х прибайкальских регионах – Республике Бурятия, Иркутской области и Забайкальском крае - признают, что количество диких хищников в местных охотугодьях уже превысило все лимиты безопасности. К примеру, в Приангарье, согласно подсчетам Инспекции по охране природы области, на сегодняшний день обитает порядка 4,9 тысячи волков. Тогда как установленные для этих мест Министерством природы нормативы ограничиваются в 3 тысячи хищников. В Забайкальском крае насчитывают 5 тысяч волков. Тогда как согласно оценкам госохотслужбы, относительно безопасный показатель данной популяции хищников здесь – 2 тысячи. В Бурятии серьезная ситуация сложилась не только с волками, а и с медведями. «Нынешней зимой медведь уже ходил по окраине села. Вероятно, он так и не залег в берлогу, - рассказал бывший егерь Ольхонского района и охотник Петр Брянский в интервью «Радио Свобода». – В общей сложности в этом году было 3 таких случая. Один закончился трагически - погиб человек. В том году также имели место нападения. Раньше, естественно, такого беспредела у нас не было, егеря следили за численностью хищного зверя и охотников было больше».
Власти Бурятии признают, что дикие звери начали все чаще подходить к населенным пунктам в Джидинском, Еравнинском и Тункинском районах республики. Дело даже дошло до того, что местные жители теперь ходят по селам с ружьями. «У меня в конце осени волки передавили около тридцати быков и коров, – жалуется бизнесмен с севера Бурятии Жинмал Батоев. – Это еще не предел: в совхозе «Оерский» они задавили полсотни взрослых лошадей. Недавно в одном из соседних поселков мужчина пошел в лес и пропал».
В Минприроды Приангарья полагают, что причина такой напасти кроется в засушливом лете, которое сократило в лесах количество травоядных. Поэтому голодные животные выходят в поисках пищи ближе к селам.
Однако службы, осуществляющие надзор за охотничьими угодьями, с таким мнением не согласны. Они говорят об иных причинах нашествия диких зверей. «Существует несколько причин. Первая - ограничение способов охоты на хищников. Свыше 60 процентов всех волков до нулевых годов добывали с помощью яда. Но в 2005 году такой метод добычи запретили, а в 2012-ом вообще запретили охоту с использованием капканов. В настоящее время разрешена только охота с оружием, которая требует большего опыта и финзатрат от самих охотников. И основное, сейчас у охотников нет особой мотивации для добычи медведя или волка, заявляет Александр Пурбуев, который исполняет обязанности начальника госохотслужбы края.
Предпринятые меры
Для сравнения сотрудники охотничьей службы приводят два показателя финансового стимулирования охотников. Если 3 года назад в Забайкалье на выплаты охотникам за добытых волков бюджет края направил 4,8 миллиона рублей, то в минувшем году – вообще ничего. В Бурятии выплаты охотникам зависят от района и на вознаграждения местные власти средства находят, однако год от года их сумма все уменьшается. Например, администрация Еравнинского района два года назад за убитого волка установила премию в 5 тысяч рублей, а в прошлом году ее сумму уменьшили до 4,3 тысячи. В Приангарье в 2013–2014 годах за убитого волка охотник получал 20 тысяч рублей. Сейчас в лучшем случае - 5 тысяч. Также следует отметить, что на такого рода выплаты существуют лимиты: так, в одном из самых «волкоопасных» сел Бурятии - Телемба в Еравнинском районе – 80 тысяч рублей, которые были выделены райсоветом на выплату охотникам, освоили на протяжении месяца. И больше средств на стимулирование охотников нет.
«Служба по охране природы собирается сокращать популяцию серых хищников с помощью обучения охотников –«волкодавов». На базе Иркутской сельхозакадемии уже организованы курсы егерей, отстреливающих волков и занятых химической стерилизацией хищников, - рассказал Павел Жовтюк, замглавинспектора по охране природы Приангарья.
Власти Бурятии организовали такого рода бригады волчатников еще пару лет назад.
«В настоящее время в республике работает 45 бригад «волкодавов». В районах, где волки угрожают людям и домашнему скоту за 2016 год добыли 800–1000 особей. Причем, это средние цифры, которые стабильно удерживаются на протяжении последних 2–3 лет, - сказали в Бурприроднадзоре. - В республике за последние годы удалось значительно снизить количество волков. Для сравнения: еще четыре года назад в регионе насчитывалось более 2,5 тысячи особей, а в прошедшем году – уже 1,1 тысячи. В прошлом году на отстрел волков выходило около полторы тысячи охотников».
Вместе с тем в надзорном ведомстве признали, что проблему нападений диких зверей на людей у границ их сел предпринятые меры не решили и по улицам люди продолжают ходить с ружьями. Эксперты из надзорных за охотугодьями служб указанных трех регионов считают, что один прицельный отстрел не сможет решить проблему. «Лесом надо заниматься комплексно. Причина дисбаланса как в отсутствии контроля за популяцией хищников, так и в недостаточной защите травоядных животных - их потенциальной пищи», - говорит Александр Пурбуев, и. о. главы охотслужбы Забайкалья. Охотники и местные жители Прибайкалья отмечают: в сибирской тайге значительно сократилось количество зайцев, косуль, изюбря и иных травоядных.
Новости
9 ноября 2022
Изменился режим охотничьего контроля29 октября 2022
На Камчатке откроют школу охотников15 августа 2022
Состоялись Всероссийские состязания дратхааров